«Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим».
(Кондак, глас 4)
Тридцать лет назад в этот день, 12 октября 1993 года, в усыпальнице кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско произошло обретение нетленных мощей святителя Иоанна (Максимовича).
Великий подвижник ХХ века засвидетельствовал истинность сказанных им слов: «…почивший в благодати, как член Церкви земной, из земной Церкви переходит в Небесную» и «соединяясь с Воскресшим Господом и через Него со всей Присносущей Троицей, почерпает от Нее силу для вечной жизни и сам становится бессмертным». Святые словом и делом указуют нам путь ко спасению, помогают и руководят нами в этом странствии, если мы их об этом просим в молитвах.
После вечерни и утрени в кафедральном соборе участники освидетельствования мощей спустились в крипту с гробницей владыки Иоанна. Вечером в 22 часа 10 минут владыка Антоний (Медведев) с трепетом и страхом Божиим открыл гроб с честными останками приснопамятного архиепископа Иоанна. Архиепископ Антоний снял с лица владыки Иоанна воздух, и все увидели нетленный лик приснопамятного иерарха.
Владыка Антоний благословил священнослужителя епархии, священника Ярослава Беликова, приложить к нетленным рукам святителя Иоанна своего больного двухлетнего сына Всеволода. Мальчик получил исцеление от своей болезни и здоров и поныне. В июле следующего, 1994 года состоялось прославление архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых.
Угодники Божии открывают нам духовную действительность, научают тому, что постигли сами в своем подвиге веры, любви и самоотверженного служения Господу, наставляют нас к жизни в Боге. Святитель Иоанн был верным чадом Церкви земной и ныне сияет нам с небосвода Церкви Небесной. «Апостолы, пророки, благовестники, пастыри и учители даны Христом в дело служения, в созидание Тела Христова (ср.: Еф. 4: 11, 12). Как же одновременно Телом Христовым являются и Церковь, и Святые Тайны? Верные и сами являются членами Тела Христова — Церкви и причащаются Тела Христова во Святых Тайнах?» — вопрошает в одной из своих проповедей святитель Иоанн и тут же дает ответ: «И в одном, и в другом обстоятельстве наименование «Тело Христово» употребляется не в переносном, а в самом действительном значении сего слова. Мы веруем, что Святые Тайны, сохраняя вид хлеба и вина, суть истинное Тело и истинная Кровь Христовы.
Соединяясь со Христом, мы восприемлем Божественную благодать, дающую человеческой природе силу для победы над грехом и смертью. Господь Иисус Христос указал людям путь победы над грехом Своим учением и дарует вечную жизнь, делая их участниками вечного Его Царства Своим Воскресением. Чтобы восприять от Него ту Божественную благодать, необходимо теснейшее с Ним общение. Привлекая всех к Себе Божественной любовью и соединяя их с Собой, Господь соединил друг с другом возлюбивших Его и пришедших к нему, объединив в Единую Церковь».
В своем слове «Церковь — Тело Христово» владыка Иоанн, пройдя в земной Церкви путь от монаха до архиепископа и взойдя на высоту святости в Церкви Небесной, раскрывает тайну спасения человека в Церкви Христовой.
«Церковь есть единство во Христе, теснейшее единение со Христом всех право верующих в Него и любящих Его и единение их всех чрез Христа. Состоит Церковь из земной ее части и Небесной. Сын Божий пришел на землю и вочеловечился, чтобы возвести человека на небо, сделать его снова жителем рая, вернув ему первоначальное состояние безгрешности и целости, и соединить с Собой. То совершается действием благодати Божией, подаваемой через Церковь, но нуждается и в усилии самого человека. Бог спасает падшее Свое творение Своей к Нему любовью, но необходима и любовь человека к Своему Творцу, без которой невозможно ему спастись. Устремляясь к Богу и прилепляясь к Господу своей смиренной любовью, душа человека получает силу, очищающую ее от грехов и укрепляющую на борьбу с грехом до полной победы. В той борьбе участвует и тело, ныне являющееся вместилищем и орудием греха, но предназначаемое быть орудием правды и сосудом святости.
Тело соединившегося с Господом человека должно быть орудием Господним, служить для исполнения Его воли и стать частью Тела Христова. Для полного освящения человека тело раба Господня должно соединиться с Телом Христовым, и то совершается в таинстве Святого Причащения. Принятые нами истинное Тело и истинная Кровь Христовы становятся частью великого Тела Христова.
Соединяясь с Воскресшим Господом и через Него со всей Присносущей Троицей, человек почерпает от Нее силу для вечной жизни и сам становится бессмертным. Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради (Ин. 6: 57).
Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в Святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви). Не совершается то сразу. Полное пребывание в Церкви есть уже состояние победы над грехом и совершенного очищения от него. Всё греховное до некоторой степени удаляет нас из Церкви и от Церкви; вот почему над каждым кающимся читается в молитве при исповеди «примири, соедини святей Твоей Церкви». Христианин через покаяние очищается, соединяется теснейше со Христом в причащении Святых Тайн, но потом опять оседает на него пыль греха и отдаляет от Христа и Церкви, почему снова нужны покаяние и причащение.
Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого, духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое падение в бездну греха. Посему необходимо для каждого причащение Святых Тела и Крови Христовых, укрепляющее наше общение с Ним и орошающее живительными струями Благодати Святого Духа, текущими по Телу Церкви. Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя Воскресшего Христа, победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью.
Сохраняя в себе благодатный дар Причастия, мы имеем залог и предначатие вечной блаженной жизни души и тела. Церковь земная объединяет всех возрожденных путем крещения, взявших крест борьбы со грехом и последовавших за подвигоположником борьбы той — Христом. Божественная Евхаристия, приношение бескровной жертвы и причащения ее, освящает и укрепляет ее участников, делает вкушающих Тело и Кровь Христовы истинными членами Тела Его Церкви. Но лишь со смертью человека определяется, остался ли он действительным членом Тела Христова до своего последнего издыхания, или же грех восторжествовал в нем и изгнал благодать, получавшуюся им в Святых Тайнах и связующую его со Христом.
Почивший в благодати, как член Церкви земной, из земной Церкви переходит в Небесную, отпавший же от земной не войдет в Небесную, ибо земная часть Церкви есть путь в Небесную. Чем больше человек находится под действием благодати причащения и теснее соединился со Христом, тем больше он будет наслаждаться общением со Христом и в грядущем Его Царствии. Соединившийся духом и телом со Христом в сей жизни духом и телом будет с Ним и в грядущей жизни. Благодатные струи Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых являются источником нашей вечной радости в общении с Воскресшим Христом и лицезрении Его Славы».
Святителю отче Иоанне, пастырю добрый, моли Бога о почитающих память твою, да сподобимся спасения и вечной радости о Господе.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета