В честь празднования дня памяти святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны настоятельница Марфо-Мариинской обители игуменией Елисаветой (Поздняковой) рассказала о том, чему мы сегодня можем учиться у святых, какие примеры из их жизни могут быть для нас ориентиром.
Стать еще лучшими христианами
Великая княгиня Елизавета Феодоровна — святая, которая жила буквально сто лет назад. Во многих событиях тогда и сегодня можно увидеть параллели. На Ваш взгляд, чему мы можем научиться у нее, что для нас может быть важными уроками сегодня?
– Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна уникальна во многих проявлениях своей личности. Самое яркое из них, очень важное для нас сегодня именно как ориентир – это цельность ее христианского пути.
Всю свою жизнь, с самого детства, она воспринимала как христианский путь к Богу. Не важно, что сначала она была в лютеранской Церкви, потом перешла в Православие, поняв его истинность. У нее всегда было понимание, что вся ее жизнь является предстоянием Богу. И такое отношение ко всему было для нее определяющим.
Детей в семье будущей преподномученицы Елисаветы воспитывали очень строго и в соответствии с христианскими идеалами. Когда возникли сложные обстоятельства – умерла мать, герцогиня Алиса, Элла, как называли Елизавету Феодоровну дома, взяла на себя заботу обо всей семье – своем отце и младших детях.
Выйдя замуж и переехав в Россию, она посвящает всю себя, следуя Евангелию, служению своему мужу и стране, которая стала для нее родной . Она начинает заниматься благотворительностью, помогать другим. Ей не близка жизнь великосветской дамы, которая живет в своем мире, мало интересуясь тем, что происходит за пределами ее дома. В их имении Ильинском она начинает смотреть, как живут люди вокруг. И она сразу действенно включается в жизнь этих людей и прикладывает максимум изобретательности для того, чтобы помочь. Причем они сами не просят о помощи и не понимают ее необходимости. Великая княгиня Елизавета Феодоровна открывает там роддом, видя, как высока детская смертность. Женщины не хотели поначалу идти в этот роддом, для них это было внове, пугало. Но Елизавета Федоровна находит подход к этим людям и тем самым помогает снизить детскую смертность в деревне.
Когда погибает ее муж, она со смирением принимает эти обстоятельства, в которые ее поставил Господь. Она не говорит – за что же мне это, я всем помогаю, а у меня такие скорби, Господь меня не любит? Она принимает происходящее как волю Божию о ней и дальше продолжает свое служение.
Она создает Марфо-Мариинскую обитель милосердия в память о своем супруге, и это следующий последовательный шаг на ее духовном пути.
Когда уже перед революцией сгущаются тучи и над царской семьей, и над всей Россией, она опять сохраняет верность Богу, который ведет ее по жизни. Она не уезжает из России, остается здесь, с русскими людьми, со страной. Она объясняет это тем, что ребенка не бросают, когда он болеет.
Все решения в ее жизни продиктованы именно христианскими ценностями. Даже будучи арестованной, она заботится о тех, кто рядом с ней, об оставленных сестрах. Она пишет им записочки. Из своих скудных запасов, на тюремном режиме она умудряется им присылать утешительные гостинцы, пишет каждой сестре свое письмо в соответствии с ее устроением, чтобы утешить каждую лично.
Даже на краю могилы она сохраняет спокойствие, присутствие духа, верность Христу, и до последний минуты земной жизни остается христианкой.
И цельность на пути следования за Христом является тем важным качеством Великой княгини, которое должно быть для нас примером и ориентиром.
Когда начинаются трудные времена, многие теряются, им кажется, что теперь начинается какая-то другая жизнь. Но нет, в зависимости от обстоятельств, мы не перестаем быть христианами, поэтому наша задача сегодня – и дальше жить по-христиански. Возможно, даже быть еще внимательнее к себе, пересмотреть свою жизнь и постараться стать еще лучшими христианами, чем мы были до этого.
Примета сегодняшнего времени – мы склонны жалеть себя, стремимся к комфорту. Великая княгиня Елизавета Феодоровна после смерти мужа не стремится создать для себя какую-то поддерживающую обстановку, не едет на курорт, она довольно быстро начинает заниматься созданием Обители. Созидание даже в трудных обстоятельствах – это путь каждого христианина?
– Наверное, сложно говорить о едином пути для всех. Но Великая княгиня Елизавета Феодоровна выбирает этот путь совсем не случайно. Как мы знаем, мысль о создании Марфо-Мариинской обители пришла ей во время молитвы у мощей святителя Алексия, митрополита Московского, мощи которого находились в Чудовом монастыре. В крипте этого же монастыря был захоронен Великий князь Сергей Александрович.
То есть, эта мысль, идея была плодом молитвы Великой княгини Богу, молитвы о своем супруге и о своем христианском пути. Именно в молитве в тот момент она находила поддержку и утешение. Может, именно этого нам сегодня и не хватает.
Мы не умеем молиться, не находим утешения в молитве, не черпаем силы в ней. Наверное, это то, чему мы сегодня должны учиться, причем не только мирянам, но и монахам нужно учиться молитве. Возможно, это как раз один из путей, который может помочь и исцелить при потрясениях.
Да, на мой взгляд, это одна из проблем нашего времени – мы все очень себя жалеем. Каждый в своей степени, но мы привыкли к комфорту. И этот комфорт становится какой-то принципиально важной составляющей нашей жизни. Если человек чего-то не имеет из того, что даже не является жизненно необходимым, он начинает себя жалеть, начинает думать, а как бы ему это получить. Меняются приоритеты. И это объективно плохо для всех нас.
На примере Великой княгини Елизаветы мы видим, что бы ни происходило вокруг тебя, даже если погибают близкие или начинается война, главная сила христианина – это молитва. Нужно молиться, и дальше Господь управит. Бог даст и разум, и силы, покажет, куда надо идти.
Поэтому и нам, наверное, сегодня тоже стоит почаще мыслями обращаться к Богу. Не новости смотреть, а, возможно, мысленно обращаться к тем событиям, которые происходят сейчас на Украине, на Донбассе, представить, в каких условиях сейчас находятся наши ребята, которые воюют, врачи, которые спасают жизни. И это должно отрезвлять, сейчас время подумать именно о главном, о том, чтобы отринуть какие-то свои старые привычки и начать молиться.
Если мы можем помочь чем-то, это очень хорошо, нужно это делать: оказывать помощь, а если призовут – пойти служить, следуя долгу. Но если мы сами чего-то сделать не можем, то важно хотя бы начать молиться и оставить сейчас привычку думать о своем комфорте и благополучии. Лучше подумать, как мы можем быть полезными и помогать, находясь на своем месте.
Главное – это ближний
Жизнь, служение сестер в Обители в начале прошлого века, их отношения между собой, отношение Елизаветы Феодоровны к ним – наверняка, вы все это изучали. Что важного и интересного для себя открыли?
– На самом деле очень мало информации осталось о том периоде и о взаимоотношениях первой настоятельницы и сестер, но есть крупицы ценных сведений, которые мы можем использовать для научения.
Когда мы работали в архиве ФСБ, то узнали об одном факте, который мне показался интересным. Сестра Обители на допросе описывала такую ситуацию. Она была келейницей у одной из сестер княжеского происхождения. Когда эта сестра – княгиня уезжала по своим делам и возвращалась поздно, то келейницы должны были ждать ее с горячим ужином. Они не могли лечь спать, пока не помогут приехавшей сестре переодеться и поужинать. И когда Елизавета Федоровна узнала об этом обстоятельстве, она была очень недовольна, потому что она не позволяла как-то особенно себе служить, несмотря на то, что были у нее были сестры, которые ей помогали в быту. Она никогда не разрешала себя ждать и просила, чтобы ужин ей просто оставили. И это еще один пример того, как важно отказываться от лишнего комфорта. Может быть, даже нужно довольствоваться тем малым, что есть, а высвободившиеся ресурсы направить, например, на помощь нуждающимся.
Сегодня мы наблюдаем расцвет гуманизма, когда жизнь земная становится абсолютной ценностью. Но мы видим, что для святых главной ценностью был Христос, служение Богу, вечная жизнь. Мы сбиваемся с ориентиров?
– Мне кажется, что идея гуманизма в отрыве от христианских ценностей – неверная и противоположная христианскому пути. Господь сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим… и возлюби ближнего как самого себя». Ничего не сказано про служение себе. Только – как самого себя. А себя мы любим априори, это заложено в нас. И Он сказал, что в этой заповеди весь закон и пророки. Господь нас полностью ориентирует вовне. И гуманизм сегодня приобретает нездоровые очертания. Человек снимает с себя все запреты, говорит, все что я хочу – можно и, более того, это хорошо. И люди даже считают себя вправе притеснять других людей, которые стараются придерживаться традиционных ценностей и представлений. Поэтому, наверное, любой человек, читающий Евангелие и старающийся жить по Евангелию, может при желании распознать подмену истинных ценностей. Иногда бывает непросто против этого устоять, но дай Бог, чтобы Господь молитвами наших святых дал нам твердости, разума, мудрости видеть все эти веяния и противостоять им, не сливаться со злом.
Если раньше дьявол действовал как-то изощренно, тонкими методами, то теперь он действует настолько явно, что сильно и вглядываться не надо, чтобы разглядеть зло. Добро и зло как-то особенно поляризуются. Человек всегда стоял перед выбором, но сейчас этот выбор особенно очевиден – остаться с Господом или перейти на другую сторону. Наша задача – выбрать Бога.
Беседовала Юлия Семенова,
Марфо-Мариинская обитель милосердия