Размышления в Неделю о мытаре и фарисее протоиерея Андрей Лемешонка — клирика Минского Свято-Петро-Павловского собора, духовника Православного Сестричества во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и Свято-Елисаветинского монастыря:
«Мы уже начали подготовку к Великому посту. Мы уже на пороге того периода нашей жизни, когда нужно будет шаг за шагом идти за Христом на Голгофу, чтобы быть свидетелями победы над смертью. И эти недели настраивают нас на особое отношение к духовной жизни. Мы можем сказать, что и Великий пост, и вообще вся наша жизнь — это подготовка к Пасхе.
Наша цель в том, чтобы победить своего ветхого человека, победить этот мир, победить грех, который сделал человека живым трупом. И поэтому всё, о чем говорится в Церкви и чем мы питаемся духовно, направлено на то, чтобы мы начали жить по-другому — не по законам этого мира, где люди мешают друг другу, мучают, обижают и даже убивают друг друга. Разве могла такая жизнь быть создана Богом? Конечно же, нет. Ведь это безумие, это начало ада, где человек кроме своего «Я» ничего не видит.
Каковы критерии сегодняшних наших суждений, даже в Церкви? Вот зайдет человек в роскошной одежде, и я подумаю: «О, может, что-то пожертвует для храма» — и улыбнусь ему, буду внимателен и обходителен. А зайдет бомж, от которого плохо пахнет, и я скажу: «Что с него взять, только денег будет просить, шел бы он отсюда, все они попрошайки!» Вот где фарисейство, вот где неправда, вот та фальшивая нота, к которой мы так быстро привыкаем.
Мы с вами должны жить по-другому и уже сейчас начинать что-то делать для этого. А мы говорим, что еще не готовы, не раскачались, подождем, подумаем. Ну, а потом, когда нам уже ничего не нужно будет, уже некуда будет спешить, начнем и богомыслие, и молитву, и покаяние. Все это чушь! Неправда! Мир обманывает нас! Жалея себя, мы теряем драгоценное время.
Нам нужно все время бороться с собой, со своими ветхим человеком, со своим расчетом, со своими очень примитивными, ограниченными оценками того, что происходит с нами и вокруг нас. И Святая Церковь в сегодняшнем воскресном Евангелии учит, как надо жить. Вот зашли в храм два человека. Один из них был ревностный исполнитель закона, все делал правильно. Но к чему это привело? К тому, что он гордился и любовался собой: «Я лучше, чем этот грешник, который неизвестно зачем сюда пришел, не его это место. Здесь место таким, как я, людям хорошим, духовным, добропорядочным…» А мытарь почувствовал свою вину перед Богом и сказал слова, повторяемые человечеством уже несколько тысячелетий: Боже, милостив буди мне грешному (Ср.: Лк. 18: 13). Конечно же, он вышел из храма, оправданный Богом, потому что в этих словах была вся его жизнь.
Человек, пришедший откуда-то из мира, видит свой грех. На нашем подворье живут люди, которые десятилетиями сидели в тюрьмах, и вся их жизнь была ненормальной. А как нам с вами начать жить так, чтобы все соблюдать, как фарисей, и быть в таком покаянии, в каком был мытарь? Это было бы высоко…
Но как научиться все это делать и в то же время не присваивать себе? Это целая наука — наука духовной жизни. Сегодня мы не выполняем того, что выполнял фарисей, а гордыни у нас хватает на десяток таких фарисеев. Мы всех судим и даем оценки, мы все понимаем, все знаем, попробуй нас научи, вразуми, где-то исправь — мы сразу начнем возмущаться, доказывать свою правоту. Поэтому задача у нас огромная: за несколько месяцев подготовиться к новой жизни, к воскресению из мертвых и перейти от жизни по букве к жизни по духу. И этой задаче нужно подчинить все, что мы будем проживать в период поста.
Я думаю, что та радость, которая касается людей, когда они приходят в пасхальную ночь в храм, в этом мире невозможна. Никто в мире нам ее не даст, ее просто здесь нет. Но, несмотря на то что мы постоянно видим суетность, бессмысленность, безобразие этой жизни, все-таки нужно учиться находить Бога и радоваться, не отстраняться от того, что нужно делать. Нужно быть живыми людьми. Меня, например, вот что волнует (может быть, и вас тоже): мы причащаемся — это жизнь, но мы выходим из храма — и этой жизни уже нет: опять какие-то разговоры, мысли совершенно не нужные. Так неужели нам нужно закрыться в храме и все время там оставаться? Нет, нужно храм переносить в свой дом, в свое сердце. Вы храм духа Святого, — говорит апостол Павел (Ср.: 1 Кор. 6: 19). Нужно учиться жить по-православному, искать Бога в каждом человеке, славить Бога, благодарить Его за все, что Он дает нам. И это то основание новой жизни, которое мы должны положить в предстоящем посту.
Человек во время поста может заниматься «православной йогой», может надуваться, как шар, и говорить: «Я подвижник, я не такой, как этот обжора, этот блудник, эта пустышка…» — но внутри будет пустота. Сегодня в Евангелии то же самое сказал фарисей. Вот что самое страшное — он знал себе цену. А мытарь? Вымогатель, взяточник…
Мы не должны осуждать, мы понимаем, что это немощные люди своего времени. Но вот этот грешный человек каким-то образом зашел в храм, и, наверное, не случайно, не просто так. Состояние его души было таким, что он не мог даже поднять глаза, ему стало стыдно, страшно, в нем проснулась совесть. Он почувствовал свое недостоинство, потому что находился в святом храме. Он прикоснулся к святыне и почувствовал свою вину: скольких людей он обижал, скольких обманывал, и это стало нормой жизни!.. Он жил, и ему было не важно, что страдает тот, у кого он что-то отнял. Он собирал для себя, жил для себя — как все люди его круга. И вдруг понял, что не жил, а мучил себя и других. Душа его страдала, потому что не могла насытиться богатствами, которые лежали в его сундуках. Ну что можно купить за деньги? Разве можно купить любовь, верность, дружбу? Все это он потерял, променяв на жалкие побрякушки этого мира. И человек сказал молитву (молитва мытаря — одна из наших любимых молитв): Боже, милостив буди мне грешному (Ср.: Лк.: 18: 13). Он бил себя в грудь и просил у Бога прощения. Это было покаяние грешного человека, и Господь принял его молитву. Она была немногословна. Это был крик его больной души. Он не читал каноны, акафисты, Псалтирь. Он просто почувствовал, в каком находится состоянии, понял, что так жить больше не сможет и что сейчас здесь, в храме, у него появился шанс что-то изменить в своей жизни. Наверняка его жизнь стала другой после того, как он вышел из храма оправданным, ведь Бог принял его молитву. А тот человек, который все делал правильно, — не понял, что его молитва не принята. Мы с вами любовь Божию никогда заслужить не сможем. Поэтому закон для всех един: чем больше мы видим любви Божией в нашей жизни, тем больше мы осознаем свое недостоинство.
Если душа получает благодать, она начинает страдать и болеть так, что жизнь становится невыносимой — душа умирает от греха, живущего в ней. Кто хочет такую любовь? Кто хочет Голгофу? Кто хочет, чтобы его завтра распяли, и умер его ветхий человек? Никто! Все хотят, чтобы их пожалели, чтобы их полюбили, поняли. Таково наше сегодняшнее состояние… Трагедия в том, что Господь нам все сказал, мы же делаем вид, что этого не понимаем. Какая щека?! Тебя ударят — так ты ответь еще сильнее, тебя обидят — так ты возьми свое и отомсти. Иными словами, мы не вмещаем то, что Господь нам открыл в простых словах, что надо жить по любви, надо любить даже врагов, надо жить так, чтобы ты чувствовал, что ты хуже всех, и не терять при этом надежды на Бога. Вот вся наша духовная арифметика. Но как трудно сложить: я+Бог+ближний!..»