СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН

Региональное отделение Международной общественной организации в Астраханской области

г. Астрахань, ул. В. Тредиаковского, 2/21

Интересное о работе реставратора-иконописца

С чего начинается реставрация иконы? 

В первую очередь реставратор определяет время написания иконы и выбирает подходящий способ восстановления. От этого зависят особенности процесса реставрации и его продолжительность. Состоит он из двух основных этапов: консервации и восстановления.

●  Консервация — это починка основания иконы: восстановление целостности доски, укрепление красочного слоя, выравнивание поверхностного слоя и раскрытие живописи, то есть очищение от поверхностных загрязнений.

При починке основания иконы применяется столярная реставрация. Например, когда доска стареет, теряет целостность и деревянные шпонки уже не несут свою функцию, делаются врезки, которые скрепляют доску — «ласточкины хвосты».

Реставраторам приходится работать со всевозможными видами повреждений. Часто доска повреждена жуками-точильщиками, тогда ее пропитывают специальными растворами. Каждое отверстие обрабатывается, шприцом вводится раствор, который запечатывает ходы. После укрепления доски для дальнейшей жизни насекомых не остается возможности и древесина не сыплется из отверстий.

Затем реставрируется паволока — основа, на которую наносятся краски. При сильных повреждениях ее можно восстановить только пинцетом, миллиметр за миллиметром проклеивая материал. Затем — дело за левкасом. Устраняется отставание левкаса от основания, отставание краски, загрязнения. Покрытие и восстановление поверхности происходит постепенно, слой за слоем, с перерывами для высыхания.

Затем реставрируется паволока — основа, на которую наносятся краски. При сильных повреждениях ее можно восстановить только пинцетом, миллиметр за миллиметром проклеивая материал. Затем — дело за левкасом. Устраняется отставание левкаса от основания, отставание краски, загрязнения. Покрытие и восстановление поверхности происходит постепенно, слой за слоем, с перерывами для высыхания.

Когда очищается поверхность иконы, следует раскрытие живописи. На этом этапе каждая икона требует индивидуального подхода и тщательного исследования. Подбор растворителя для очистки — это творческий процесс, который зависит от вида и степени загрязнения красочного слоя. Для поверхностных загрязнений используются растворители на водной основе, а самой сложной для обработки является почерневшая олифа.

Как восстанавливают первозданный вид иконы

Когда икона очищена, можно приступать к этапу восстановления: определить цвет и обновить красочный слой иконы. Для этого необходимо иметь художественное образование и навыки иконописи, ведь часто приходится восполнять много утрат, дописывать иконы. Реставратор должен проникнуть в замысел иконописца и добиться максимального сходства со стилем и цветом оригинала, возродить изображение во всех деталях. В то же время реставратор не может проявить себя как творческий человек, он должен подстраиваться под иконописный стиль и манеру письма готового произведения.

Как восстанавливают первозданный вид иконы

Когда икона очищена, можно приступать к этапу восстановления: определить цвет и обновить красочный слой иконы. Для этого необходимо иметь художественное образование и навыки иконописи, ведь часто приходится восполнять много утрат, дописывать иконы. Реставратор должен проникнуть в замысел иконописца и добиться максимального сходства со стилем и цветом оригинала, возродить изображение во всех деталях. В то же время реставратор не может проявить себя как творческий человек, он должен подстраиваться под иконописный стиль и манеру письма готового произведения.

Краски для реставрации иконы подбираются в зависимости от тех, которыми она была написана. Если икону писали маслом — ее и восстанавливают маслом, а если темперой, то восстанавливают акварельными красками. Самый важный момент, который учитывается в этом процессе — реставрация должна быть обратима, чтобы последующие поколения могли смыть поновленный слой и увидеть исходный. Завершается работа, как правило, нанесением защитного слоя лака и помещением иконы в киот или рамку.

Реставрируют не только старинные иконы. Например, эта икона блаженной Матроны Московской с частицей святых мощей — относительно новая. Однако ее перевозили из прихода в приход и икона  пострадала из-за неаккуратного обращения и частой перемены условий хранения. В результате на доске образовалась трещина, и сейчас икона нуждается в восстановлении.

Восстановление семейных икон

В работе реставратора много сложностей, которые, однако, и придают ей то очарование, благодаря которому она становится для человека делом всей жизни. Один из самых интересных случаев, с которыми сталкиваются восстановители икон — это редкие семейные иконы. Традиционно такие иконы писали для молитвы о семейном счастье и благополучии рода. В центре на ней изображался любимый и почитаемый в семье образ Богородицы или Спасителя, а на полях — святые покровители членов семьи.

Для реставратора проще всего, когда такую икону, которая передавалась из поколения в поколение, приносят родственники тех, чьи святые покровители на ней изображены. Тогда, как бы ни было повреждено изображение, сами владельцы иконы могут знать, кто на ней. Однако, как правило, в богоборческий период иконы спасали, прятали, а потом их могли находить в неожиданных местах. Часто люди, чтобы сохранить икону от уничтожения, перекрашивали лицевую часть, что в итоге ее спасало. Масляная краска имеет свойство укреплять рыхлый и очень уязвимый исходный красочный слой. Благодаря этому, когда икона расчищается, реставратору намного легче ее восстановить.

Зачастую семейные иконы попадают на реставрацию с полностью утраченным изображением. Тогда лики святых приходится искать в источниках, архивах, распознавать по облачению, какой бы это мог быть святой, рассматривать в микроскоп, какие остались фрагменты лика или надписи. Для того, чтобы определить, какой именно святой был изображен, иногда нужно провести целую исследовательскую работу. Зато по ее завершении, когда человек видит перед собой восстановленную икону, соприкасается со святыней, намоленной на протяжении десятилетий и даже веков, он получает несоизмеримую благодать, дающую силы жить и творить.

по материалам Свято-Елисаветинского монастыря

(г.Минск, Республика Беларусь) https://obitel-minsk.ru

Еще новости