С приходом христианства Русь переняла от Византии не только иконопись, секреты храмового строительства и церковного пения, но и швейное ремесло.
В народной традиции дохристианской Руси существовала вышивка «простыми» нитями различных цветов, шитые золотом византийские ткани («паволоки») были исключительно привозными с Востока.
В Х веке, вместе с приездом греческого духовенства, на Руси появились богато украшенные церковные облачения. Вскоре и у нас появились мастера, перенявшие златошвейное мастерство у греков.
Не каждая мастерица могла вышивать церковные облачения. Этот труд был делом не только физическим, но и духовным. Женщины сопрягали работу с молитвой: когда игла входила в ткань, вышивальщица мысленно произносила: «Господи», а когда вытягивалась – «благослови».
В Византии для работы использовали тончайшие металлические нити из золота. На Руси первое время поступали так же, но постепенно их стали заменять на имитирующие золото (в их состав входило лишь 2 – 3 процента чистого металла) или серебряные с позолотой – поэтому с XVI века шитье стало называться золотным.
Вместе с тем существовала и другая техника – лицевое шитьё. Её использовали для вышивки особым швом ликов и других открытых участков тела на плащанице или иконе.
Первой русской золотошвейной мастерской считается мастерская княжны Янки, сестры Владимира Мономаха, которая, помимо шитья, обучала мастериц грамоте и церковному пению.
Известна также Соломония Сабурова (прославлена в лике святых как София Суздальская), жена царя Ивана III Рюриковича, насильно постриженная в монахини, как основательница одной из самых известных в России мастерских церковного шитья.
До XIV века женщины-мастерицы никогда не ставили на изделиях свои имена. Одна из первых именных вышивок принадлежит Ксении Годуновой, дочери царя Бориса. Вообще, из-за высокой стоимости используемых материалов – золотых нитей, драгоценных камней, жемчуга – златошвейным ремеслом в России занимались представительницы высшего сословия. Бархат и шёлк импортировали из Турции, Ирана (Персии), Италии.
До XVIII века самыми известными были вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся штат мастерской, иногда насчитывающий до ста мастериц.
В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки. Владелицы мастерских не только руководили работой, но и сами занимались вышивкой.
Обучение девочек начиналось очень рано, едва они могли держать иголку в руках, и происходило по принципу «из рук в руки». Сначала было принято изучать золотное шитье, затем – личное. У вышивальщиц, как правило, было разделение обязанностей: кто-то вышивал лики, кто-то – слова.
В каждой мастерской были свои особенности и секреты, поэтому работы несли на себе отпечаток и эпохи, и истории семьи, и истории государства, тем не менее, со временем сформировались несколько школ: новгородская, суздальско-владимирская, московская и строгановская.
Новгородские вышивальщицы работали преимущественно шёлком, добавляя минимум золота; для этого направления характерны работы мастерской Ефросиньи Старицкой, тётки Иоанна Грозного.
Суздальско-владимирские мастерицы контуры изображений делали красными (в отличие от общепринятых тёмно-коричневых), из-за чего вышивки приобретали характерный рыжеватый оттенок.
Работы мастериц московской школы до конца XVI века отличались строгостью цветов и аскетизмом; с приходом к власти Бориса Годунова появляются насыщенные цвета, жемчуг и др.. Строгановская школа совмещала как церковное, так и декоративно-прикладное направление, заметно влиявшее на стиль выполняемых работ, поэтому она была, в своем роде, уникальной.
В XVIII – XIX веках начался упадок златошвейного церковного искусства. Внешняя украшенность храмовой утвари стала не всегда соответствовать ее символическому и богослужебному смыслу. В предметах этого периода практически отсутствуют композиции с шитыми ликами, само шитье серебром и золотом стало вырождаться и подражать ювелирным техникам. Октябрьская революция тоже не способствовала развитию этого вида искусства, хотя абсолютного забвения церковного рукоделия не произошло, вероятно, из-за утилитарности этого ремесла.
В конце ХХ века началось постепенное возрождение церковного золотошвейного мастерства. Были созданы и восстановлены мастерские в Троице-Сергиевой Лавре и многих других городах, сёлах и монастырях России: в Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Санкт-Петербурге, Торжке, Гордце, Дивееве и др. Мастера расшивают хоругви, подвесные пелены, индитии, воздухи, покровцы, антиминсы, илитоны, орлецы, пелены, иконы, катапетасмы, плащаницы, схимы и элементы облачения священнослужителей (стихари, орари, саккосы и др.) Астраханское региональное отделение «Союза православных женщин» , продолжая вековые православные традиции, по благословению игумена Даниил (Давлетов) вышивает церковное облачение для Архиерейского подворья Троицкого монастыря в городе Астрахани.
Он почти что ровесник города, его история начинается в 1568 году. Основателем считается игумен Кирилл, выполнявший повеление Ивана Грозного о создании в присоединенной к России Астрахани монастыря. К началу XVIII века изначальные монастырские сооружения обветшали и были обновлены. Было их тогда около пятидесяти, а монастырь занимал весь северо-восточный угол Кремля. Это был период расцвета обители, продолжавшийся менее ста лет. Потом монастырские здания передают в гражданское ведение; в них размещались школа, училище, госпиталь. Но храмы удавалось сохранять.
В последние годы храмовый комплекс активно восстанавливается. Основные работы были завершены в 2019 году. Сейчас устанавливаются иконостасы, приобретается церковная утварь и храмовые облачения.
В 2022 году на престольный праздник Троицкого собора, 12 июня, впервые за сто лет прошла литургия. Трудами православных женщин вышивается облачения на престол, жертвенник, аналои.